– Пане Володимире, вас знають як бізнесмена, громадського діяча, людину, яка успішно займалася залученням інвестицій на Закарпаття, а зараз займає менеджерські позиції в одній із найбільших груп компаній в Україні. Але мало хто знає вас як автора книг. Чому взялися писати і видавати?– Прежде всего, хотелось помочь разобраться и углубиться в тех направлениях, которые я хорошо изучил, а это – инвестиции и управление. Свой опыт я хотел передать другим и, надеюсь, этим воспользуются. Первая книга – «Первый инвестор» – связана с моей профессиональной деятельностью. Она – о формировании правильной стратегии привлечения инвестиций в страну и об успешно наработанной и апробированной технологии привлечения инвестиций в Закарпатскую область.
А вторая книга, «Думай, как гендиректор», ? о менеджменте ? то есть о том, что я очень люблю, и в чем глубоко разобрался. Почему бы мне не поделиться этим с другими? Думаю, здесь сыграло и то, что когда-то я работал учителем. Наверное с тех пор всегда ставлю перед собой цель: просто и доступно объяснять сложные вещи.
– Ваша друга книга – «Думай, як гендиректор» – щойно вийшла друком. Розкажіть, як над нею працювалося? Складно, довго?
– Весь свой управленческий опыт я передал в этой книге. Это – практика, которую я постоянно фиксировал, записывал, анализ своих ошибок, удач… Была привычка выкладывать всё это на бумагу. А на оформление, систематизацию, создание вместе с командой продукта – издания, ушло чуть больше года.
Что было сложнее всего? Наверное, корпоративный кодекс. Ведь это не просто свод правил для сотрудников компании. Это – философия и стиль корпоративной жизни. Для меня лично – непростой вызов, ведь подготовив корпоративный кодекс и внедрив его в будни компании, я получал обратную связь, а потому нужно было снова и снова шлифовать, вносить изменения. Но результат того стоил. Каждый новый сотрудник, который получал «красную книжечку» (так её у нас называли), за короткое время становился членом команды, ее органичной составляющей, понимал и разделял философию, принципы и стандарты компании. Конечно, были и исключения, но тогда мы понимали точно, что с этим сотрудником нам не по пути.
– Назва книги звучить як заклик. Що для вас означає «думати, як гендиректор»?– Чтобы стать успешным человеком и хорошим менеджером, безусловно, ты должен иметь набор знаний и умений, которые позволяют компетентно управлять своей жизнью или компанией. Опираясь на свои знания и умения, должен прислушиваться к интуиции, чтобы принимать правильные решения. Но в посыле книги все-таки ключевое слово – ДУМАТЬ! Думать всю жизнь! Думающие люди всегда находят, всегда фантазируют, творят, всегда они в поиске чего-то нового, прогрессивного, передового. Такие люди и меняют мир к лучшему.
– На вашу думку, які навички потрібно розвивати молодим людям уже сьогодні, аби в майбутньому стати талановитими менеджерами?
– Первое, для молодых людей очень важно иметь желание «сделать себя» и приносить пользу. Второе – это получить фундаментальные знания. И третье – превратить свои знания в умения. Еще я бы посоветовал: фантазировать – придумывать идеи, знать чего хочешь – ставить перед собой цели, прокручивать в голове (хорошо бы и на бумаге), как добиться целей – моделировать.
– Що, на ваш погляд, означає бути успішним?
– Это вопрос сложный и легкий, одновременно. Сложный, потому что для каждого человека – успех имеет разное понимание, и все для себя по-разному определяют критерии успеха. Для меня лично успех – это возможность не отказывать себе и своей семье, в тех желаниях и целях, которые мы перед собой ставим. Мы должны жить так, как нам хочется. А что хочется и как хочется, это уже вопросы воспитания и культуры. Богатство должно быть не вокруг нас, а внутри нас. Поэтому мои запросы –реальные, без каких-либо излишеств. Успех – когда ты можешь постоянно совершенствоваться, учиться, имеешь достойное качество жизни (здоровье, питание, жилье), возможность ездить по миру. Ну и другие базовые блага, которые помогают сосредотачиваться на реализации миссии жизни и развитии.
Повторюсь, что у человека должно быть желание расти и желание иметь больше. Но для этого нужно и знать больше, и уметь больше, и трудиться больше, а в результате и получить больше.
– А наскільки складно в нашій країні, в наших реаліях, реалізувати себе?
– Однозначно намного сложение реализовать себя в Украине, чем США или ЕС. Мы живем в той среде, которая не способствует нашему развитию. Мы должны понять и осознать, что нам государство не поможет, среда против нас. Но это же делает нас и сильнее.
Я в принципе написал книгу, как определенную эклектику универсальных приемов и правил, которые работают в США, в Европе и трансформировал их в наши украинские реалии. Уверен, что она поможет молодым людям в современных условиях разобраться, как «двигаться» на отечественных просторах.
– Чимало молодих людей, намагаючись розпочати свою невеличку власну справу, стикаються з питанням: звідки взяти стартовий капітал? І чи можна досягти успіху, якщо немає багатих батьків, можливості отримати кредит і т.д.?
– Опять-таки, если сравнивать, то в нашей стране надо быть очень изобретательным и креативным в поиске финансов. В развитых странах ? этот механизм расписан очень четко: имеешь идею, подготовил стартап, обращаешься в венчурную компанию, «соблазнил» инвестора, получил деньги, развиваешь свой проект. Второй вариант: ты имеешь отличную идею, определил ценностное предложение, которое можно продать, оформляешь кредит под небольшой процент, раскручиваешь и масштабируешь бизнес. В обоих случаях всё понятно, всё ясно.
В нашей стране такие источники финансирования идей и проектов недоступны. Я эту тему особо хотел раскрыть в книге. Но, отвечая на ваш вопрос, можно ли добиться успеха, если нет богатых родителей и возможности взять кредит, уверен: да. Как – ответы есть в книге«Думай, как гендиректор»" (смеется – авт.).
– Заінтригували… Коли книга буде у продажу?– Думаю, не открою особую тайну, если скажу, что вовремя пандемии COVID-19 издательский рынок в Украине, как и многие другие отрасли,очень пострадал. Но все же главной целью, издавая эту книгу, как человек социально-ответственный, я все-таки считал не коммерческий интерес, а пытался помочь новой генерации молодых людей реализоваться, найти свой путь, возможно даже поменять взгляды на какие-то вещи. Поэтому для меня приоритет –социальные проекты со школами/интернатами, университетами, библиотеками. Их подготовкой, вместе с командой, уже занимаюсь. Но многие, после публикации о книге в СМИ, уже обращались. Пока ни одной не продал, дарю (смеется –авт.). Работаем и над тем, чтобы книги появились и в книжных магазинах нашего города (Ужгород–авт.), и в других регионах. Вскоре издание будет также доступно для заказа онлайн.
– Ви писали, що книга «Думай, як гендиректор» – це практичний порадник та керівництво до дії на шляху до самореалізації. Якби ви могли дати лише одну пораду своїм читачам, якою б вона була?
– Если бы мне попалась эта книга в 20 лет, я бы двигался по жизни, как реактивный (смеется – авт.). В этой книге я отдаю за два часа то, что нарабатывал всю свою сознательную жизнь. Поэтому совет один: «Читайте и думайте!»
Наталія Петерварі для uzhgorod.net.ua